Системы скручивания роликов на парусниках обеспечивают огромные преимущества при движении под парусом и повышают производительность, удобство и безопасность. На лодках с роликовым скручиванием важно понимать, как работает бортовая система скручивания роликов, чтобы узнать, когда и как разворачивать передние паруса, и что делать, если система выходит из строя, перед отплытием.
Что такое скручивание роликов?
Без сомнения, современные системы свертывания делают прогулочный парусный спорт намного проще и безопаснее, особенно для моряков-одиночек. За последние 30 лет использование скручивающих снастей резко возросло и в настоящее время наиболее распространено на крейсерских лодках, но также используется на некоторых гоночных судах.
Вальцовка — это метод прокатки паруса вокруг поворотного шеста или экструзии с канавками для линий обработки. Хотя грот-паруса можно сворачивать, свертывание роликами наиболее распространено на форштевнях, главным образом потому, что оборудование значительно облегчает смену, развертывание и укладку парусов, особенно в тяжелую погоду. Паруса всегда готовы к использованию. Свертыванием роликов фок-мачты также можно управлять из кабины пилота, что повышает безопасность экипажа за счет уменьшения или устранения необходимости в том, чтобы член экипажа вручную менял фок-мачту или ставил рифы.
Большинство систем для скручивания имеют пластиковую трубу, алюминиевую экструзию или усиленный кливер, а также катушку для удержания лески. Чтобы развернуть кливер, освобождается линь свертывания, разворачивающий парус. Когда леска натягивается, парус сворачивается сам по себе для укладки. Передняя кромка (люфт) паруса прикреплена к двигателю, ручному рычагу или катушке с непрерывной леской и некоторым образом укреплена, чтобы помочь рассеять механическое усилие наматывателя вдоль паруса для плавной работы. Производители усовершенствовали подшипники, крепежные детали, фольгу, барабаны и шарниры для снижения усилий и увеличения срока службы, что делает механизм гораздо более надежным, чем когда-либо прежде.
История скручивания роликов
На протяжении десятилетий крейсерские и гоночные парусники оснащались различными головными парусами (кливерами, геноа и т. Д.) Для комбинирования типов парусов и положений рифов для достижения оптимальной производительности при различных скоростях ветра и условиях. Для смены парусов, часто на лету, экипажу требовалось спустить один парус и поднять другой. Системы скручивания роликов уменьшили необходимость в переноске различных парусов и количестве экипажа, необходимого для смены кливера.
До разработки роликовых скручивателей кливер крепился (прикреплялся) к форштевню с помощью скоб, идущих вверх по парусу, что позволяло разворачивать кливер или геную и управлять ими из кокпита. Концепция роликовой складывающейся стрелы была разработана в начале 1900-х годов в Великобритании моряком, который создал роликовое устройство, похожее на те, что установлены на оконных шторах. Позже были добавлены подшипники и двигатели, и к концу 1940-х годов роликовые системы стали очень популярны на круизных яхтах как в Великобритании, так и во всем мире.
В то время как кливеры с накаткой все еще используются на гоночных лодках, которые часто меняют паруса, кливеры с накаткой наиболее распространены на крейсерских лодках, особенно на судах среднего и большого размера. По мере совершенствования узлов скручивания значительно повысилась эффективность при различных условиях моря и ветра. В конце концов, были добавлены алюминиевые профили с канавками для размещения люфтовой ленты, вшитой в передние паруса, что позволило менять паруса быстрее и эффективнее.
Слово “свертывание” традиционно относится к укладке или обливанию (сбрасыванию) паруса путем свертывания (складывания), упаковки (засовывания паруса в парусный мешок) или использования скручивающего устройства. Как правило, скручивание не означает опускание или рифование (уменьшение площади паруса), но использование современных систем скручивания роликов в определенной степени изменило традиционное значение термина.
Преимущества системы скручивания роликов
Преимущества системы скручивания роликов включают:
- Удобное развертывание / укладка парусов и легкая постановка рифов по сравнению с заменой головного паруса
- Уменьшает необходимость для экипажа вручную менять или ставить рифовые паруса, что особенно выгодно в тяжелую погоду
- Для матросов, работающих в одиночку, управление парусом обычно можно осуществлять из кокпита
- Устраняет необходимость опускать и снимать кливер после каждого рейса
- Парус остается поднятым и готовым к использованию
- Уменьшает или устраняет необходимость в установке дополнительных фок-мачт, экономя пространство под палубой.
Недостатки системы скручивания роликов
Как и во всем, системы скручивания роликов имеют недостатки, в том числе:
- Они сложнее и более подвержены поломкам, чем использование мотков
- Парус с роликовым рифом, как правило, не прослужит так долго, как парус с накаткой
- Особенно в тропическом климате соленая вода может вызвать коррозию металлических компонентов системы
- Непреднамеренное разворачивание может создать потенциально серьезные проблемы с безопасностью для экипажа, может повредить систему свертывания и может представлять угрозу для близлежащих судов
- Кливер “выползает” позволяет ветру проникать под пиявку кливера и тянуть за внешний слой. Это в конечном итоге обнажит больше парусины, позволяя большему количеству ветра проникать под нее.
- Несвоевременное или неэффективное техническое обслуживание может серьезно повлиять на компоненты скручивания роликов
Типы систем скручивания роликов
Инновационный дизайн в сочетании с многолетним опытом работы на воде позволили создать современные катальные машины, не требующие особого ухода, простые в использовании и в определенной степени прощающие человеческие ошибки. Лучшие узлы свободно вращаются под нагрузкой, долговечны, просты в осмотре и обслуживании. Ниже кратко описаны наиболее распространенные типы скручивателей.
- Поворотный механизм головки: барабан для скручивания на уровне палубы, экструзия металлических форштевней и поворотный механизм головки с шарикоподшипником. Парус крепится к барабану, затем подается в канавку в экструзии и прикрепляется к головному шарниру, при этом фал крепится к шарниру. Преимущества: самая популярная и надежная система, обеспечивает наилучшую производительность и более легкую замену паруса. Недостатки: система дорогая.
- Проволочный люфт: съемный поворотный барабан, который крепится за форштевнем, парус без мотков или люфтовой ленты, а также поворотная головка, прикрепленная к верхней части паруса и фалу. Преимущества: низкая стоимость и возможность использования других навесных головных парусов. Недостатки: невозможность рифа или скручивания, когда фал находится под полной нагрузкой, и значительный прогиб фала.
- Внутренний фал: экструзионный фитинг на существующей форштевне с двумя канавками, одна для фала стрелы, а другая для паруса. Преимущества: более низкая стоимость, уменьшенный поворот головки и возможность использования фала для подъема спинакера. Недостатки: сложность регулировки натяжения фала для управления парусом, сжатие на форштевне может затруднить свертывание при сильном ветре, а смена паруса может быть сложной задачей.
Советы по использованию систем скручивания роликов
Многие движущиеся части, некоторые из которых не видны, требуют периодического ухода. Следует внимательно следовать инструкциям по обслуживанию системы, особенно шагам по борьбе с коррозией.
- Для нового паруса с системой скручивания рассмотрите выбор ткани и дизайна и обсудите с изготовителем парусов. Климат и использование в гонках или круизах будут диктовать варианты ткани и кроя.
- Независимо от того, покупаете ли вы новые паруса или модифицируете существующие, сотрудничайте с производителем парусов, чтобы обеспечить правильную подгонку. Спецификации парусов или руководства по модификации обычно прилагаются к руководству пользователя системы скручивания.
- Убедитесь, что паруса, скрученные на роликах, имеют ультрафиолетовую (УФ) пленку, проходящую по выщелачиванию, чтобы незащищенная парусная ткань не подвергалась воздействию солнца в свернутом состоянии.
- В зимние месяцы рассмотрите возможность снятия стрелы со скручивателя и хранения в помещении с регулируемой температурой. Также примите меры для защиты механических компонентов.
- После скручивания стрелы убедитесь, что скручивающий трос закреплен на кнехте, чтобы избежать проскальзывания, или сделайте повороты вокруг лебедки, а затем на кнехте. Барабан лебедки рассеивает постоянное напряжение и удары на линии скручивания без износа.
При правильном использовании системы скручивания роликов могут стать неотъемлемой частью вашего стиля плавания.